Образцы ручной вышивки - одна из основных коллекций запасника музея.
Большинство их относится к концу XIX и началу ХХ века. В Узбекистане почти во всех регионах изготавливались
шелковые нити для вышивания. Вышивкой в основном занимались женщины, девочки овладевали секретами вышивки,
и готовили для себя приданое. В прошлом не было ни одного узбекского дома, где не украшали бы стены вышивкой.
Дома украшались такими изделиями, как "паляк", "гулкурпа", "зардевор", "чайшаб", "кирпич" и другие. Кроме
того, такие предметы быта, как "сандалпуш", "джайнамаз", покрывало для зеркала, чехлы для расчесок, жакеты,
воротники, подол платья, паранджа украшались вышивкой.
В искусстве вышивки различается исполнительское мастерство каждого региона.
Например, если в Ташкентской вышивке, именуемой "паляк", изображаются небесные тела - "лунный паляк",
"звездный паляк", то в Бухарской - на белую материю наносят тонкие цветочные ветки в виде круга.
Нуратинская вышивка с тонким орнаментом "ислимий" считается самой лучшей в Средней Азии. Шахрисабзская
"ироки" выделяется тем, что орнамент располагается по всему периметру, не оставляя открытого места, то
есть похож на ковер, а Сурхандарьинская, Кашкадарьинская вышивка бывает ярких цветов и в ней круги
располагаются по очередности и украшаются вокруг ветками.
|