На протяжении своей многовековой истории народы Узбекистана создавали прекрасные произведения декоративно - прикладного искусства.
Один из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно – прикладного искусства всегда была
тюбетейка, неотъемлемая
составная часть узбекского национального костюма мужчин, женщин и детей. Этот вид искусства живет в народе и в настоящее время, его
традиции бережно передаются из поколения в поколения.
Особенно дорожили тюбетейкой мужчины. Сбросить тюбетейку с головы – значило нанести дерзкое оскорбление. Нередко можно было услышать
язвительный вопрос: «На твоей голове есть тюбетейка?» что означала «Мужчина ты или нет?»
Узбекские вышитые тюбетейки заслуженно пользуется широкой известностью не только в пределах нашей страны, но и во всем мире. Созданные
искусными руками узбекских мастериц, тюбетейки украшают экспозиции многих музеев
не только Узбекистана, но и многих музеев зарубежом.
В фондах Музея прикладного искусства Узбекистана хранятся тюбетейки разнообразных видов по всем регионам, по школам.
Тюбетейки различаются по регионам формой, орнаментом, знаками художественной символики. На создание определенного типа тюбетеек в том
или ином регионе влияли не только природные условия и национальный состав населения, но и исторически сложившиеся в нем художественные
традиции и общий уровень развития художества и культуры. Например, если в Сурхандарье и Кашкадарье (особенно в Байсуне) круглые,
конусообразные формы тюбетейки вышивались ярко контрастными шелковыми нитками, то в Бухаре они большей частью украшались
золотым
шитьем. Наиболее ранние по своему происхождению тюбетейки изготовлены в городах Ферганской долины: Чусте, Маргилане, Коканде, Андижане.
Особенно отличались Шахрисябзкие «Гилам дуппи» сплошным зашивом в технике «Ироки». В Ташкенте большинство тюбетеек для женщин вышивалось
в технике сплошного зашива крестом «Ироки», где преобладали цветочные мотивы на белом вышитом фоне. К названиям этих тюбетеек добавляется
имя города, где они созданы: «Чуст дуппи», «Кукон дуппи», «Шахрихон дуппи», «Маргилан дуппи», «Гилам (Шахрисябз) дуппи» и т.д. Локальные
особенности иногда были выражены на столько сильно, что именно по головному убору определяли принадлежность человека к той или иной местности.
В основном различается шесть местных групп тюбетеек: Ташкентская, Ферганская, Самаркандская, Бухарская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская
и Хорезомско-Каракалпакская.
Описанными выше разновидностями украшаемого вышивкой или без вышивки узбекского национального головного убора – тюбетейка – далеко
не исчерпывается все их разнообразие. Мы остановились лишь на наиболее типичных и распространенных, более всего характеризующих
этот вид прикладного искусства.
Настоящая выставка подготовлена хранящихся в фондах музея предметов прикладного искусства. Представлены по порядку: Шахрисябские
«Гилам дуппи», Байсунские, Ташкентские « Духоба дуппи» или называемые «Чоргуль», «Ок пар».
В шкафу представлены образцы Хорезмских, Ургутских тюбетеек, а также машинной вышивки.
В большой витрине представлены Ташкентские и Маргиланские тюбетейки.
В отдельной витрине даны тюбетейки Лакайских узбеков.
В центре представлены мужские тюбетейки: Чустские, Андижанские, Шахриханские и Маргиланские.
В одном из шкафов представлены тюбетейки украшенные бисером, называемые «Нозик», изготовленные в Ташкенте и Андижане.
Возле окна даны во всей красе Бухарские женские золотошвейные тюбетейки.
Выставка открыта 17.05.2007г. и будет функционировать до 10.06.2007 г.
|