Буклет МПИ Уз (28 июля 2010 г. подготовлены текст и фото)
Авторы-составители Н.Толипова, С.Савчук-Курбанов
Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан
Государственный музей прикладного искусства Узбекистана
Изделия народных промыслов Узбекистана, пользующиеся особой
популярностью в разных странах и среди зарубежных туристов, настолько
уникальны, что считаются важнейшей частью сокровищницы всемирного
культурного наследия.
Бухарские и хивинские ковры, национальные шелковые и полушелковые ткани
- икаты (хан-атлас, адрас, бекасам и др.) и набойка, вышивка - сузани,
золотое шитье, национальные одежды, ювелирное искусство и чеканка по
металлу, резьба и роспись по дереву и ганчу, бытовая и архитектурная
керамика, а также многие другие произведения ручного изготовления несут
на себе неповторимый отпечаток мироощущений и эстетических вкусов своих
создателей. Широкое применение изделий различных ремесел в народном быту
привело к тому, что этот вид искусства приобрел массовость. В творчество
вовлекались все новые мастера, наследовавшие опыт, технические и
художественные традиции многих поколений. Это искусство покоряет
глубоким эмоциональным звучанием, высокой культурой формы, рисунка и
колорита.
Главным и самым богатейшим в мире хранилищем этих раритетов является
Государственный музей прикладного искусства Узбекистана. Его фонды
насчитывают свыше 7 тысяч предметов. Несколько сотен наиболее выдающихся
из них представлены в экспозициях 13 залов с 20 тематическими
коллекциями и на сайте: www.artmuseum.uz
Это работы народных, чаще всего потомственных мастеров, следующих
традициям нескольких поколений профессиональных ремесленников, создающих
оригинальные произведения прикладного искусства.
Многие из них не только строго придерживаются эстетических канонов
региональных художественных школ и давних традиций, но и вносят в
произведения свое видение, стремясь модернизировать классические каноны.
Основная часть изделий, представленных в экспозиции и фондах музея,
изготовлена в XX в., но есть предметы, датируемые XIX в. и более ранними
периодами.
Национальные ткани из Маргилана, Самарканда, Бухары, Намангана и других
городов Узбекистана пользовались заслуженной популярностью среди
иностранных модниц. Гончарные изделия Риштанских и других мастеров
неоднократно награждались золотыми и серебряными медалями на
международных выставках.
Наша коллекция привлекает настолько пристальное внимание не только
специалистов - этнографов, искусствоведов, историков, музейных
работников, но и всех настоящих ценителей и поклонников народного
искусства, интересующихся историей многовековой культуры Узбекистана,
что стала самым важным и увлекательным объектом посещения среди
зарубежных туристов.
Из истории
История музея начинается с 1927 г., когда в Ташкенте была организована
"Выставка лучших произведений народных мастеров Узбекистана".
Впоследствии она стала постоянной, получив название "Выставка народного
хозяйства Узбекистана". С каждым годом накапливались экспонаты,
приобретались изделия прошлых веков: вышивка ручной работы, тюбетейки,
ювелирные украшения и другие произведения декоративно-прикладного
искусства. На этой основе 7 июля 1937 г. открыли "Музей кустарных
ремесел", первым директором которого стал художник В.Развадовский. В
разное время он пополнял фонды музеев восточных культур, этнографии,
Оружейной палаты и других музеев Москвы и Санкт-Петербурга.
С 1960 г. музей переименован в "Постоянно действующую выставку
прикладного искусства". В 1997 г. Выставка перешла в ведение
Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан и
преобразована в "Музей прикладного искусства Узбекистана".
Здание музея
С 1938 г. музей размещается в архитектурном памятнике конца XIX века,
получившем известность,
как "Дом Половцева". Перестройка и художественное оформление дома,
построенного в 1870-е-годы, осуществлены в 1896-1904 годах с участием
народных мастеров керамики, резьбы и росписи по дереву и ганчу из
Ташкента и Ферганской долины:
Шерали-ходжи Хасанова, Арсланкула Назарова, Ташпулата Арсланкулова,
Алимджана Касымджанова (Ташкент), Усто Наркузи Нурматова (Коканд), Усто
Абдулло (Риштан) и Умурзака Ахмедова (Маргилан). Всеми работами по
художественному оформлению здания руководил М.С.Андреев, ставший
впоследствии известным ученым-этнографом, профессором, академиком.
Здание музея представляет прекрасный образец высокого мастерства
архитектурно-декоративного искусства. Наиболее богато оформление имеет
его центральный зал. Резьба и роспись по дереву и ганчу, мозаичные панно
из глазурованных терракотовых плиток в интерьерах и на главном фасаде
дома с их богатой цветовой палитрой органично сочетаются с общей
композицией всего строения, подчеркивая своеобразие архитектурных форм.
В 1970 г. по периметру двора перед старинным зданием осуществлено
строительство новых помещений, что позволило втрое увеличить
экспозиционную площадь музея.
В годы Независимости Республики Узбекистан продолжены работы по
эстетическому переоформлению музея.
В 2002 году Правительством Японии на безвозмездной основе передано музею
оборудование для экспонирования (витрины) и аудиовизуальной демонстрации
(мониторы).
Совсем недавно, в конце 2009 года в двух новых залах открыли экспозиции
- "Истоки Музея прикладного искусства Узбекистана" с образцами
национальных тканей, керамики, резьбы по дереву и графическими
портретами известных народных мастеров - резчиков по ганчу Махмуда
Усманова, Ташпулата Арсланкулова (Ташкент) и по дереву Кадыржана
Хайдарова, Саидмахмуда Наркузиева (Коканд), Ата Палванова (Хива),
гончара Хамро Рахимовой (к.Уба, Бухарская обл.), занимающихся своим
любимым ремеслом и "Искусство ковра Узбекистана".
В 2010 году осуществили реконструкцию внутреннего двора с фонтаном и
рокариев, украсив их ландшафтными композициями с декоративными
керамическими горшками и ретрофонарями с подсветкой здания на фоне
газонов с цветами и природными материалами. Заново оформили, выходящие
во двор вход и выход из анфилады залов П-образного здания музея. Теперь
они украшены резными дверями и стрельчатыми портальными композициями с
резьбой по ганчу, выполненными соответственно под руководством
потомственного мастера в 6-м поколении Жамшида Гаипова и Талата
Тургунова.
Фонды музея пополняются путем сбора и приобретения у народных
мастеров произведений, лучших образцов продукции художественных
промыслов и предприятии, налажен обмен
экспонатами с другими музеями.
В музее функционируют отделы: административный, фондов,
экскурсионный и научно-исследовательский, где свыше 10 научных
сотрудников занимаются изучением истории прикладного искусства.
Директорами музея работали: А.И.Сидоренко (1965-1970),
С.М.Абдураззакова (1970-1978 и 1982-1986), Г.И.Скоробогатов (1979-1982),
Ш.Г.Ганиева (1986-1988), И.Тохтаходжаева (1988), М.С.Расулова
(1990-1992), Г.Н.Насреддинов (1992-1994) Г.М.Читкаускене (1994-1998),
Т.Д.Дустаев. (1998-2008), Ю.Ярмухамедова (2008-2009). С 2009 года
Н.Талипова.
Чтобы попасть в один из залов, просто нажмите на его название..
|