На выставке представлены предметы прикладного искусства как глубоко традиционные:
ручная вышивка, тюбетейки, национальные ткани, резьба и роспись по дереву, чеканка; так и более новые, восстановленные или сложившиеся в последние годы: лаковая миниатюра, фарфоровые изделия.
С древних времен во всех слоях населения Узбекистана широко были распространены разнообразные виды ручных вышивок. Наиболее известны внутри и за пределами Республики — крупные декоративные вышивки, украшавшие стены и ниши узбекского дома, получившие общее название «Сюзане», что означает вышитое иглой. Но в каждом регионе, где сложились
школы вышивального искусства, сохраняющие свои локальные особенности, свой стиль, свои излюбленные швы — вышивки имеют свои местные названия:
паляк, гулькурпа, чойшаб, руиджо, заривар, джойнамаз, кириеч и др.
Сюзане создавались в женской сфере. Мужчины имели доступ к процессу создания вышивок только в раннем возрасте. Определенные представления и подготовка передавались только дочерям; мастерство становилось традицией; полученные навыки оставались в женской сфере. Многие явления вне этой сферы изменялись или потеряли свое значение в настоящее время. Но ручная вышивка продолжает жить и сегодня — в малых формах; в различных предметах быта, отдельных частях одежды, в мужских и женских головных уборах.
В экспозиции представлены тюбетейки традиционных центров вышивального искусства:
— Дуппи ироки Андижана, женские тюбетейки квадратной формы, четырехчастной композиции, выполненные крестом «ироки» сплошного зашива.
— Дуппи, мужские тюбетейки Чуста, где они впервые были вышиты и получили затем широкое распространение во всех регионах Узбекистана. Тонкое, изысканное исполнение ручных швов босма и юрма белыми шелковыми нитями в контрасте с черным или темно-зеленым фоном создали им непреходящую популярность.
— Дуппи, пильтадузи — мужская тюбетейка жителей Бойсуна Сурхандарьинской области — традиционной округло-конической формы, украшенной ручной вышивкой сплошного зашива «тулдирма», по краю околыша которой пришит «джияк» и кисточка «попук».
— Дуппи, терма — Шахрисабз, Кашкадарьинская область — женская тюбетейка мягкой круглой формы, сплошного зашива крестом «ироки терма», так что их часто называют «ковровые».
— Дуппи, зардузи и зардузи-заминдузи Бухары — женские тюбетейки круглой или квадратной формы, украшенные золотым шитьем сплошного зашива с аппликацией, блестками и золотым люриксом.
— Дуппи, «чоргул» — женская тюбетейка, характерная для Ташкента и его регионов. Вышита по бархатной основе прозрачным бисером в характерной четырехчастной композиции.
— Дуппи «Пахта», — женская тюбетейка, округло-квадратной формы. Вышивка исполнена стеклярусом на фиолетово-черном бархате, дополнена цветными блестками. В основе узора — хлопковая коробочка на ветке с 4 листками.
С древнейших времен города Маргилан и Наманган известны как центры шелкоткачества, считаются родиной «хан-атласа», чистого натурального шелка для женских национальных одежд и «бекасаба», и «адраса», полушелковых тканей для мужских национальных одежд.
В экспозиции представлены «абровые» — облакоподобные атласы и адрасы из Маргилана периоды 1950—90х гг. прошлого века, а также Адрас — 2005 г. и бекасаб из Намангана.
Как и в прошлом атласы характеризуют раппортная композиция, яркая, красочная гамма цветового решения. Узор, создаваемый в процессе предварительного окрашивания нитей основы путем резервации отдельных участков, а затем ткачества, имеет расплывчатые очертания, в котором один тон иногда уходит далеко за границы другого.
Напечатать такой орнамент было невозможно, и виден он был только с правой стороны, фон обратной стороны оставался одноцветным за счет уточных нитей.
Бекасаб — полосатая ткань, в соответствии с ее назначением, сохраняет строгое чередование цветных широких и узких полос с отделкой муаровым лощением.
1. Адрас представляет собой узкую абровую ткань домашнего ткачества из хлопчатобумажной основы в сочетании с вискозным утоком. Орнаментация — раппортная, в виде ромбовидных и миндалевидных фигур с элементами, составляющими длинную подвеску по типу женского ювелирного украшения.
2. Адрас, другая разновидность полушелковой ткани ручного домашнего ткачества. Орнаментация исполнена в линейном порядке, в котором по ширине полотнища даны 4 прямоугольника неровных очертаний сверху и снизу — с отделкой муаровым лощением.
Резьба по дереву — один из древнейших видов искусства Узбекистана, применявшийся, в основном, в жилой архитектуре, и никогда не исчезавший из художественной практики узбекских мастеров. Он теснейшим образом переплетается с жизненным укладом, бытом местного населения. Основную художественную ценность предметам придавала рука мастера, его талант.
Современная орнаментальная резьба по дереву в Узбекистане имеет несколько разновидностей, но вся она носит плоскостной характер.
Оригинальна ташкентская и кокандская школы резьбы «паргари», относится к видам резьбы с углубленным фоном и используется для украшения различных бытовых вещей. Тонкой резьбой украшались шести и восьмигранные столики, спрос на которые увеличился
в нач. XX в.
Современная узбекская резьба по дереву представляет собой сложное, богатое и многогранное явление, созвучное духу времени и выражающее его.
Находчиво используя и продолжая народные традиции в новой художественной ситуации, мастера Ташкента и Коканда: Сулейман Ходжаев, Артык Файзуллаев, Кодыржон Хайдаров, Юрий Рубинов — создавали тонкие выразительные вещи.
В конце прошлого, XX века заявили о себе молодые таланты, среди которых мастер — Азизов М. А. из Коканда.
В экспозиции представлена одна из последних его работ — хан-тахта, десятигранный столик, столешница и ножки которого украшены пышным растительным узором «ислими», характерным для Кокандской школы.
Ташкентскую школу в данной экспозиции представляют работы неизвестных мастеров, ориентировочно датируемых
50-ми годами XXв. Это восьмигранные резные столики, два табурета и «накшли курси», восьмигранный столик украшенный художественной росписью с узором «пахта».
В экспозиции представлены фарфоровые изделия Ташкентских мастеров: чайные сервизы традиционных форм, заимствованных из керамики и чеканки,
декоративные блюда, вазы, обильно украшенные накладным узором из цветочных мотивов.
|