Домой | Написать письмо   
О музее Коллекции События и выставки Экскурсии Магазин и мастерские Контакты  
Узб | Рус | Eng   Официальный сайт Музея здесь >>> www.muzeyart.uz
События и выставки 2009 года
 
 
Яркие впечатления украинского гостя

24 декабря 2009 года музей Прикладного искусства Узбекистана посетил и ознакомился с его экспозицией директор Национального института проблем международной безопасности National Security and Defence of Ukraine. Доктор наук, профессор Олександер С.Власюк.

Поделившись своими впечатлениями на страницах Книги отзывов, он в частности отметил:
«Восхищен умением узбекских мастеров. Это искусство сохранится на века и безусловно обогащает мировое искусство. Спасибо создателям и хранителям музея».
Наряду с этим гость подчеркнул что, богатейшая коллекция произведений народного искусства Узбекистана является национальным достоянием нашей страны, составляя уникальную часть всемирной сокровищницы культурного наследия.

Украинский гость
Украинский гость


Украинский гость
Украинский гость


Украинский гость
Украинский гость


Украинский гость
Украинский гость. Запись в книге отзывов



Делегация Султаната Оман ознакомилась с коллекцией музея

22 декабря 2009 года музей Прикладного искусства Узбекистана посетила делегация, возглавляемая руководителем Аналитического бюро офиса МИД Султаната Оман - Салим Али Омаром Ба Якубом Аль Машалхи.

После знакомства с экспозицией гости выразили благодарность за интересную экскурсию и подаренный им каталог коллекции музея, а также поделились впечатлениями в книге записей.

В завершение они, высказав свои мысли по поводу сходства традиций и культур народов наших стран, выразили пожелание о том, что было приятно, если бы как можно больше их соотечественников смогли ознакомиться c этими уникальными произведениями народных ремесел как в Узбекистане в качестве туристов, так и в их стране в случае организации выставки.

Делегация Султаната Оман
Делегация Султаната Оман


Делегация Султаната Оман
Делегация Султаната Оман


Делегация Султаната Оман
Делегация Султаната Оман


Презентация каталога музея руководителю делегации Султаната Оман
Презентация каталога музея руководителю делегации Султаната Оман



«Бухарский ковер. Легенда красоты»

Так называется выставка уникальных ковров ручной работы, открывшаяся 16 декабря 2009 года в музее Прикладного искусства Узбекистана, которая будет радовать поклонников прекрасного - наших сограждан и гостей столицы еще в течение двух месяцев.

Благодаря этому впервые в Ташкенте можно увидеть столь богатую и обширную коллекцию ворсовых ковров и паласов ручной работы, вытканных за последние полтора века в Бухарской области.

Экспозиция, где представлено около 80 ковров, паласов и других изделий этого вида декоративно-прикладного искусства, сформирована по инициативе Министерства по делам культуры и спорта Узбекистана, Академии художеств Узбекистана при поддержке компании «Мехтар Анбар - Бухара».


- «Известный всемирный брэнд «Бухарский ковер» складывался на протяжении веков – еще в те времена, когда по Великому шелковому пути купцы доставляли эти шедевры наших мастериц в Восточные страны и на Запад, в государства Средиземноморья, - рассказывает директор музея Прикладного искусства Узбекистана, искусствовед Наргиз Талипова. - Они поражали блеском бархатистого ворса и множеством оттенков красного цвета - от алого и темно-гранатового до светлого красно-кирпичного.
Сейчас нам трудно представить дом без ковра или паласа, которыми устилают пол, украшают стены, а в старину они часто даже заменяли мебель.
Ведь недаром говорят на Востоке: «Ковер согревает душу и радует глаз». А эти свойства присущи только изделию, вытканному руками мастерицы-ковровщицы. Хотя, неискушенный зритель и не сразу отличит ковер ручной работы от фабричного.

Ковроткачество в Узбекистане известно с незапамятных времен, а виды и орнаменты ковров разнообразны как нигде в мире.
Знаток сразу распознает по узору и расцветке изделия хивинских или самаркандских, кашкадарьинских или сурхандарьинских ковроделов. Но подлинную славу узбекским коврам создали бухарские ковры.

В прошлые века ковры украшали покои властителей и знати, их дарили иностранным владыкам как драгоценности, и стоили они очень дорого.

Кажется, ковры в Бухаре, как и на территориях государственных образований, столицей которых бывал этот город, ткали всегда. О высоком качестве местных изделий отзывался еще Марко Поло, посетивший наши края в XIII веке. «Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры», - отмечал он.
Спустя два века посол короля Кастилии при дворе Амира Темура Руи Гонсалес де Клавихо красочно описывал «яркие красные ковры», которые он видел в дворцах, садах и шатрах властелина Мовароуннахра.
Их можно видеть на средневековых узбекских миниатюрах и на картинах европейских художников.

Особо ценились бухарские шелковые ковры. В прошлые века они изготавливались в дворцовых мастерских, украшали покои властителей и знати, их дарили иностранным владыкам как драгоценности, и стоили они очень дорого. Особенно славились с раннего средневековья шелковые и прочие ткани «занданечи», изготовлявшиеся в окрестном селении Зандана, где по некоторым данным ткали также и ковры.

Со временем производство их пришло в упадок, а с начала XX века было на грани исчезновения.
Лишь в период Независимости Узбекистана была восстановлена технология древнего ковроткачества, в том числе и шелкового.

Для изготовления пряжи для бухарского ковра всегда отбиралась самая лучшая весенняя шерсть равнинных овец, только самые ее длинные и тонкие волокна.

По традиции бухарские ковровщицы окрашивают пряжу естественными красителями. Красную краску разных оттенков получают из корня морены. Отварами коры дуба, ореха и граната красят пряжу в коричневый, черный, оливковый и желтый цвета.

В древности, еще в доисламские времена, в Бухаре считалось, что овечья шерсть, как и ковры, сотканные из нее, способны исцелять болезни и дарить крепкое здоровье.

Об орнаментах бухарских ковров сложены легенды. Мотивы стилизованных солнечных знаков, амулетов-туморов и рогов архаров имеют магическое значение и призваны оберегать владельца ковра от беды и приносить в дом удачу и благополучие.


Бухарские ковры ручной работы высоко ценятся знатоками и коллекционерами во всем мире, а выставка «Бухарский ковер: легенда красоты»
в музее Прикладного искусства предоставляет уникальную возможность знакомства с древним искусством бухарских ковроделов.

(Сергей Савчук-Курбанов. «Бухарский ковер. Легенда красоты» // Uzbekistan today, 24.12.2009; http://www.ut.uz/rus/newsline/ ..., 24.12.2009)

баннер выставки
Баннер выставки

 
Фасад музея с баннером выставки
Фасад музея с баннером выставки


Так ткали ковры на станках
Так ткали ковры на станках


Самые старые ковры
Самые старые ковры


Магия орнаментов привлекает
Магия орнаментов привлекает


Хороши бухарские ковры
Хороши бухарские ковры
 


К Дню Конституции Республики Узбекистан

Открылась экспозиция «Ковры Узбекистана. История и традиции»

6 декабря 2009 года накануне Дня Конституции Республики Узбекистан в столичном Музее прикладного искусства нашей страны открылась постоянно действующая экспозиция «Ковры Узбекистана. История и традиции».

Представленные здесь уникальные экспонаты из фондов этой сокровищницы народного творчества, как впрочем, и вся коллекция музея, являются хорошим подарком к данному празднику и наилучшей иллюстрацией достижений известных мастеров-ремесленников Узбекистана.


Статья 42 Конституции Узбекистана гласит: «Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры. Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества».

А в Статье 49 подчеркивается, что «Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана.
Памятники культуры охраняются государством».

Эти постулаты Основного закона страны, как и полагается в демократическом правовом государстве, стали одним из принципов мудрой внутренней политики, проводимой руководством нашей республики.


Благодаря этому изобразительное и прикладное искусство нашей Родины, народные ремесла переживают настоящий ренессанс, не только возродившись на уровне известных школ, мастеров и учеников во всех регионах страны...
Теперь они имеют возможность широко представлять и на выставках у нас в стране и за рубежом достижения предков, и их культурное достояние в виде своих произведений традиционного ремесла, тем самым, демонстрируя преемственность многовековых традиций.
Они обрели в наше время новое дыхание, служа образцами для подражания и вдохновения в творческих изысканиях подрастающего поколения.

К разряду подобных открытий, достойных быть представленными в сокровищнице мировой культуры и цивилизации в качестве бриллиантов самой высокой пробы или «чистой воды» как говорят специалисты, можно отнести новую экспозицию «Ковры и паласы», открывающуюся в Музее прикладного искусства.

Столь высокая оценка этих произведений ковроткачества, признанных экспертами настоящими шедеврами, не случайна, поскольку в музее хранятся ковры, созданные по эскизам известных художников М. Ниязова, Р. Рахимова, К.В. Заршикова, З.Казачинской, З. Ниязматовой.

Достойное место в коллекции музея занимают образцы:
- ковров и паласов, сотканных Ш.Шариповой, С.Султановой из Ханкинского района;
- "баскура", "эсиккоса", накидки для кресел, сумки и маленькие паласы, сотканные в ковровом цехе Нукуса;
- ковры, приобретенные в Галляаральском районе;
- длинноворсые ковры "джулхирс", изготовленные в Нурате, Джизаке, Заамине, Камаши;
- разноцветные паласы, изготовленные на фабрике "Худжум";
- паласы "араби", сотканные на ковровой фабрике "Учкун" города Карши;
- хурджуны, изготовленные в Касане, ковры "Хидирша";
- изготовленные по эскизам киргизских ковров на фабрике художественных изделий "Мехнат гули" Андижана.

Также в музее хранятся несколько туркменских ковров второй половины XIX века и несколько образцов дагестанских ковров.

Особое внимание не только простых зрителей, но и специалистов безусловно привлекут:

- Шалча. Кашкадарьинская обл. 1972 г. Из х/б нити, ручное ткачество.
- Палас "Араби".Карши. 1958 г. Шерсть, ручное ткачество.
- Палас "Aраби". Рузибаева А.Кашкадарьинская обл., Камашинский р-н. 1970 г. Шерсть и х/б нити, ручное ткачество.
- Ковер "Черепаха". Хива. 1959 г. Шерсть, ручное ткачество.
- Бугджома-палас для завертывания белья. Кашкадарьинская обл. Начало ХХ в. Шерсть, шелк, перламутр. Ручное ткачество.
- Ковер "ханка". По эскизу Ниязова М. Хива. 1962 г. Шерсть, ручное ткачество.
- Ковер "галляарал". Галляарал. 1960-е годы. Шерсть, ручное ткачество.
- Хурджин -переметная сумка. Сурхандарьинская область. 1930-40-е годы. Шерсть, ручное ткачество.
- Бугджома-палас для завертывания белья. Кашкадарьинская обл. Начало ХХ в. Шерсть, шелк, перламутр. Ручное ткачество.
- Ковер "Хидрша". Андижан. 1959 г. Шерсть, ручное ткачество.
- Ковер "Галляарал". Галляарал. 1960-ые годы. Шерсть, ручное ткачество.
- Палас "Aраби". Шахрисябз. Фабрика "Худжум". 1950г. Шерсть, ручное ткачество.
- Палас "Бешкашта". Джизакская обл., Заминский район, начало ХХ в. Шерсть, вышивка шелком и хлопчатабумажными нитями, ручное ткачество.
- Палас "Aраби". Рузибаева А. Кашкадарьинская обл., Камашинский р-н. 1970 г. Шерсть и х/б нити, ручное ткачество.

Более подробную информацию о коллекции музея, его деятельности и новостях можно узнать на сайте http://www.artmuseum.uz


Открылась экспозиция Ковры Узбекистана. История и традиции

Экспозиция Ковры Узбекистана
Экспозиция Ковры Узбекистана



Экспозиция Ковры Узбекистана



Экспозиция Ковры Узбекистана



Наша справка:

Полная творческая свобода, поддержка со стороны государства, понимание и любовь зрителей, возможность демонстрировать свои творения, зарабатывать на жизнь своим ремеслом, — это то, что нужно мастеру для создания прекрасных, имеющих большую эстетическую ценность произведений искусства.
Одним из первых шагов на пути к этому стало создание в 1997 году двух мощных союзов — Творческого объединения художников Узбекистана Академии художеств республики и Ассоциации народных мастеров, ремесленников и живописцев Республики Узбекистан «Хунарманд».
Сегодня первый из них насчитывает около полутора тысяч мастеров, а второй до шестнадцати тысяч.
Традиционные ремесла претерпевают сегодня колоссальное развитие.
Народные умельцы еще в 1997 году были освобождены от подоходного налога и таможенной пошлины.
Действует правило, согласно которому после регистрации мастера в качестве индивидуального предпринимателя на него по месту жительства заводится трудовая и пенсионная книжка.
Огромные средства государства направлены на создание базаров и торговых рядов для ремесленников.
За годы независимости восстановлено множество полузабытых уникальных видов прикладного искусства.
(http://www.jahonnews.uz/rus/rubriki/politika/priumnojit_kulturnoe_nasledie.mgr)

 



Незабываемые впечатления американских экспертов

4 декабря 2009 года Музей прикладного искусства Узбекистана посетила группа американских экспертов, возглавляемая руководителем Института Центральной Азии и Кавказа при Университете имени Джонса Хопкинса Фредериком Старром (Chairman of Central Asia-Caukasus Institute of Johns Hopkins University S. Frederick Starr) в сопровождении международного корреспондента UNITED PRESS INTERNATIONAL (www.upi.com) доктора Джона С.К. Дэли (DR. JOHN C.K. DALY).

Выразив свое восхищение коллекцией шедевров народного искусства, представляющих одну из самых драгоценных составляющих культурного достояния всего человечества, экспонируемых в музее, они поделились своими незабываемыми впечатлениями от увиденного на страницах Книги записей.

Наряду с этим, гости проявили интерес к символике изобразительных сюжетов на вышивках сюзане и дуппи (национальных головных уборов), имеющей глубокий смысл и обоснование в качестве оберегов на бытовом и религиозно-философском уровне, а также прекрасным образцам различных региональных школ керамических изделий и копиям посуды поры античности и средневековья.

Традиционная настенная роспись народных мастеров оставляет неизгладимые впечатления
Традиционная настенная роспись народных мастеров оставляет неизгладимые впечатления


Загадочная симовлика сюжетов на сюзанне вызывает особый интерес
Загадочная симовлика сюжетов на сюзанне вызывает особый интерес


Dr Frederick Starr делится впечатлениями в Книге отзывов
Dr Frederick Starr делится впечатлениями в Книге отзывов


Члены американской делегации в сопровождении директора во внутреннем дворике музея
Члены американской делегации в сопровождении директора во внутреннем дворике музея
 



 Японская делегация ознакомилась с экспозицией музея

11 ноября 2009 года Музей посетила делегация Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, возглавляемая заместителем ген.директора Бюро Торговли Йоичи Като (Yoichi Kato).

Гостям, ознакомившимся с представленной богатой экспозицией уникальных произведений народного, декоративно-прикладного искусства Узбекистана и оставившим благодарственную запись о своих прекрасных впечатлениях в книге отзывов, было приятно в завершении экскурсии получить в виде презента красочно иллюстрированный каталог наиболее ценных экспонатов.


Японская делегация в музее
Японская делегация в музее

Японская делегация в музее
Японская делегация в музее

от имени японской делегации о впечатлениях
от имени Японской делегации о впечатлениях

презентация каталога музея руководителю японской делегации
презентация каталога музея руководителю Японской делегации




Съемки фильма с Муножат Юлчиевой в музее

Песни Муножат Юлчиевой, очаровавшие почитателей ее таланта, прозвучали под аккомпанемент ансамбля известных мастеров-исполнителей народной музыки в "Центральном зале" музея, во время съемки 5 ноября 2009 года эпизода фильма, посвященного Узбекистану.
Фильм снимала творческая группа Французской Ассоциации "Жизнь в исламе", находившаяся с 21 октября по 7 ноября нынешнего года в нашей стране, при содействии Национальной ТВ компании, Узбеккино, Министерства по делам культуры и спорта и ИА "Жахон" при МИД РУ.

Юлчиева М съемки фильма в музее
Юлчиева М съемки фильма в музее

Юлчиева М съемки фильма в музее
Юлчиева М съемки фильма в музее

 Юлчиева М съемки фильма в музее
Юлчиева М съемки фильма в музее



Посещение музея делегацией из Республики Корея

1 ноября 2009 года Музей прикладного искусства Узбекистана посетила, находящаяся с визитом в нашей стране делегация, возглавляемая министром Министерства правительственного законодательства Республики Корея Ли Сок Ён.

Зарубежные гости встретились с руководством музея и осмотрели экспозицию этого богатейшего собрания раритетов первой половины XIX-XX веков, насчитывающего свыше 7000 редчайших образцов, часть из которых экспонируется в залах. На всеобщее обозрение здесь выставлено свыше 50 видов произведений народного прикладного искусства.
Его истоки уходят в глубокую древность, но народные мастера художественных ремесел из поколения в поколение передают и развивают самобытные традиции в резьбе по дереву и ганчу, чеканке по металлу, в ювелирных изделиях, ковроткачестве, ткачестве, в золотом шитье, вышивке, керамике и других его видах.
К примеру, всемирно известная династия гончаров Рахимовых использует в творческих разработках при изготовлении своих произведений традиционные формы, орнаменты и рисунки с оригиналов, обнаруженных при археологических раскопках поселений начиная с эпох энеолита, бронзы и античности до средневековья. И их работы как всегда привлекают внимание зарубежных гостей.
Глава делегации оставил запись о своих незабываемых впечатлениях от знакомства с прекрасными произведениями народного искусства, созданными узбекскими мастерами, пользовавшимися заслуженной популярностью в зарубежных городах и государствах Великого шелкового пути.

(Сергей Савчук-Курбанов) Абдулла Нуруллаев. Старейший музей встречает гостей//Uzbekistan today, 05.11.2009; http://www.ut.uz/rus/newsline/stareyshiy_muzey.mgr, 05.11.2009)

 
Корейская делегация в музее. Вышивка сюзане
Корейская делегация в музее. Вышивка сюзане

руководитель корейской делегации пишет о впечатлениях в книге отзывов
Руководитель Корейской делегации пишет о впечатлениях в книге отзывов

Корейская делегация в музее
Корейская делегация в музее

 



Вебсайт Музея прикладного искусства Узбекистана - победитель Интернет-фестиваля Национального домена "Uz" 2009




По итогам Интернет-фестиваля Национального домена "Uz" 2009, прошедшего с 29 апреля по 25 сентября с.г., объявленным в номинации "Лучший сайт в области культуры и искусства", 1 место присуждено сайту Музея прикладного искусства Узбекистана - www.artmuzeum.uz.
 
Всего в конкурсной программе фестиваля приняли участие более 750 сайтов.
По итогам голосования авторитетного жюри и общественного голосования были определены победители фестиваля по 13 тематическим и 3 специальным номинациям.
(InfoCOM.Uz, 2009, №9, с.27; www.infocom.uz )

Диплом за 1 место сайту www.artmuseum.uz
Диплом за 1 место сайту www.artmuseum.uz


Arsenal D Сертификат. Победителя в номинации. Лучший сайт в области культуры искусства
Arsenal D Сертификат. Победителя в номинации.
Лучший сайт в области культуры искусства



    Гостевая книга

Официальный сайт Музея здесь
Вебсайт Музея прикладного искусства Узбекистана

 



Гостиницы Узбекистана

Партнеры Отдых поездки путешествия Узбекистан Ташкент. Консультации  *** Туры Узбекистан отдых в Узбекистане Поездки Информация Фотографии  *** Узбекистан: Туризм, Информация, Фотографии, Гостиницы, Карта  *** Фотографии Узбекистана. Фотоколлекция 1000% Узбекистан  *** Активный отдых туры Центральная Азия  ***  Туры в Узбекистан   *** Все о туризме Узбекистан Ташкент Гостиницы Услуги Консультации. ВЭБ дизайн  *** Translator  *** Промальпинисты Узбекистана Ташкента. Все виды работ на высоте  *** Туризм в Ташкенте, Узбекистане - Эксперт   *** Гостиницы Узбекистана
Partner links
Uzbekistan trip cheap low-cost tourism uzbek hotels registration flights  *** Reisen Usbekistan - Hotels Usbekistan - Tourismus Informationen Usbekistan  *** Tashkent  *** Uzbekistan tourism information attractions hotels Tashkent Bukhara Khiva  *** Uzbekistan hotels  *** Uzbekistan tourism information  *** Central Asia Mountain Climbing - Central Asia Mountaineering Agency *** BLOG Modern Furniture

выбрать любой тур по Узбекистану

Uzbekistan landscape, nature, pictures, photos, people, portraits, environment

 
 
Design Uzbekistan travel and tourism directory 
Copyright www.artmuseum.uz
Автор фотографий © Виктор Вяткин